Добро пожаловать на сайт Саранинской поселковой библиотеки!

Главная краеведение

Легенды нашего края

Сарана - небольшой поселок на Среднем Урале, который окружен горами и водными артериями. Его живописные горы, прибрежные скалы дышат поэзией, навевают легенды. И сложено их немало. Например, почему поселок называют Сараной.

Расположилось поселение в горной местности, среди дремучих лесов. Долина реки в летнее, весеннее, осеннее время была затянута густым туманом большую часть суток. Рассеивался туман лишь к обеду. Солнце немного пробивало туман. Но когда туман рассеивался, устанавливался хороший день. А к вечеру снова по руслу и долине полз туман. Однажды утром шли два охотника - башкира и вышли на вершину горы. Охотники посмотрели вниз, и один сразу сказал: «Сарана». Вся яма была покрыта туманом. А «Сарана» - слово башкирское, в переводе на русский язык означает «марево, туман или дымный воздух».

С двух сторон поселок окружен реками. Около одной горы протекает неширокая, но быстрая речушка. Течет себе по камушкам. В летние дни стоит жара, высыхают зеленые травы, все живое прячется от зноя, а около речушки прохладно. Зелени разной, и цветам, и малиннику - всему привольно расти возле нее. А зовется она - Саранушкой. Откуда это название, как его объясняют люди?

 Поженились русский парень и башкирская девушка, а в старые времена такие браки не одобрялись. Пришлось молодым уходит от своих родичей. Ехали, ехали они и остановились на ночь у небольшой речки. А когда проснулись утром, увидели какая красота вокруг и решили обосноваться на этом месте. Выстроили дом, обзавелись хозяйством и родились у них две дочки, которых назвали Сара и Нина. Подросли девочки и стали ходить купаться на речку. Однажды одна из них стала тонуть, другая хотела ей помочь, но не смогла, и они утонули вместе. Мать ходит по берегу, плачет, зовет девочек: «Сара, Нина!» Люди услыхали и стали называть реку Саранина, а позднее - Саранушка.

А уже потом появилось поэтическое переложение этой легенды.

Давным-давно беда случилась эта                           Но помнят горы, помнит тишина                                 Как над безымянной речушкою где-то                       Башкирка-мать кричала: "Сарана!                             Дочурка, где ты, где ты, где ты?                                  Вернись домой. О., смилуйся. Аллах!"                      И сумасшедшим смехом до рассвета

Кричала ночь над речкою в горах.

А темный омут прячет дочь в пучине,

 Кружит воронки темные до дна.

С тех пор речушку эту и поныне

 Зовут башкирским словом «Сарана».

С другой стороны, омывает поселок многоводная, особенно весной, река Уфа. То она быстрая, то почти без течения, то круто поворачивает в одну сторону, то в другую. А по обеим сторонам ровной стеной возвышаются сосны, ели, а также встают многочисленные скалы. Некоторые из них с давних времен приковывали к себе внимание людей.

Если подняться вверх по течению реки, то можно увидеть три сказы, одну из них называют Соколовским камнем. На нем в старину скрывались восставшие. Их предводитель был по кличке Сокол. Всех разбили, один он остался в живых, а когда и его окружили, он спрыгнул с самого высокого камня - и разбился. А если спуститься по Уфе ниже Сараны километра на три, то на крутом левом склоне в густом лесу возвышаются семь камней, эти камни издалека похожи на людей поэтому в народе носят название «Семи братьев». А легенда гласит...

   Это было очень давно. Жил на Руси вольный хлебопашец. Горя не знал. Кормила его земля и поила, и вырастила ему семь сыновей, один другого сильней и краше. Дожили б, и они до глубокой старости, но только узнал
царь - мироед о том, что где-то на краю России живет - вольный хлебопашец. И
решил он наказать хлебороба за то, что он свободный. Пока трудились братья
в поле, засекли царские посланники старика до смерти. Тогда решили братья
найти на Руси правду и отомстить за невинную смерть отца. Долго они
ходили по земле, сырой от народных слез, пока не встретилась им
старушка - колдунья. Узнав про их горе, и решила помочь. Привела братьев
колдунья в дремучий лес, наложила в большой котел руды и наказала:
"Топите этот котел
и день, и ночь, и целый год. Как наступит такой же день
другого года, тушите костер водой из реки и доставайте из котла меч. Им вы
добудете правду и свободу. Да смотрите, не заглядывайте в котел раньше
времени: беда будет? И день прошел, и ночь, и другие дни и ночи прошли, но не удержались братья. Так
им не терпелось
взяться за великое дело, бороться за правду. Заглянули они
в котел раньше
времени. Раскололось вдруг небо в страшном грохоте, гроза разразилась, и
превратились те братья
в камни. С тех пор и стоят над Уфой-рекой в
скорбном молчании.        

А если спуститься еще на километр ниже по Уфе, то справа увидим еще один камень - Овечий.

Легенда гласит; что паслось на горе стадо овец, окружили все стадо стая волков, загнали волки овец на камень, который кончался обрывом. Овцам не оставались выхода, и они все попадали вниз. И теперь этот камень называется Овечьим. А если присмотреться к нему со стороны реки, то он напоминает овечью голову, может и поэтому у него такое название.

В пяти километрах от Сараны возвышается величественная группа скал - Аликаев камень. Скалы Аликаева камня поднимаются над небольшой горной речкой грандиозной отвесной стеной словно крепость. Вершины утесов царят над окрестностями и с них открывается вид на синеющие горы, на зеленое море лесов, на вьющуюся причудливыми петлями речку. Скалы прорезаны посредине глубоким ущельем, по которому можно сползти по круче с самой вершины до реки. Впадины, гроты, пещерки придают этому месту особую таинственность.

Аликаевым камнем он назван в честь разбойника, башкира Аликая. Об Аликае сложено много легенд.

Одна из них такая: Аликай недаром выбрал это место. В утесе есть пещера, в которой он жил, занимался грабежами. По Петуховской горе недалеко от этого камня проходила дорога с Кургана на Красноуфимск и далее до Екатеринбурга. Дорога тогда была глухая, таежная, вблизи на всем протяжении не было ни одного жилища. По этой дороге в Красноуфимск ходили женщины, носили на продажу яйца, сметану и творог.

А мужчины ездили на конях в Екатеринбург за товаром. И вот Аликай
выбрал это место для разбоя. У женщин в основном отбирал драгоценности и
часть продуктов, а у мужчин — золото, с которым они ехали за товаром. Но
пришла беда. Жандармы узнали, что где-то скрывается разбойник, и решили прочесать лес. Аликай это узнал и решил все драгоценности и золото сложить в
небольшую лодку и затопить в болоте, которое было расположено на другой стороне реки Сарана А сам скрылся.

Другая легенда гласит, будто с этой седой скалы Аликай сбросил любимую им женщину, а сам превратился в камень.  Еще одна версия гласит, что он и сам бросился с этой скалы на руках с любимой и раненой женщиной, когда окружили его со всех сторон враги. Как бы то ни было, а могучая скала получила свое название от человека, судьба которого тесно переплелась с чудным явлением природы.

 У подножия которого раскинулась поляна и несет свои воды очень светлая и холодная речушка Сарана.

Л. Грунина сочинила свою легенду об этом камне:

 

Хранит молчанье каменный утес,

В нем заключен былой эпохи миг.

Мильоны лет назад его однажды

Дух сотворенья мира вдруг воздвиг.

 

С тех пор утес все эры простоял.                               Что пролетели вихрем над Землей.                           И на веку своем он повидал                                       Немало зла, коварства средь людей, 

С его вершин летать учились вечно                           И бойкий стриж, и сокол - острый глаз,                     К его подножью к бурной речке                                   На водопой шли звери, жирный язь

Водился в заводях реки глубокой...

 

Стада кочевников топтали здесь не раз                     Луга ромашек и травы высокой.                                 Снимая дани с местных мужиков,                             И уводя их жен в полон далекий.

 

И славный воин, гордый Аликай                                 Поднял впервые на тиранов руку-

Не смог терпеть невольничью он муку                       Но не сдержал однажды вражьих стай -

Бежал храбрец напрасно с поля боя, 

 

 И был гоним кочевниками вслед.

 

Так мчались конники за пешим, злобно воя,

 

 И понял Аликай:"Спасенья нет!"

 

Он несся лесом, ветер обгоняя.                                 Но вдруг конец тайге - обрыв пред ним!                     И вскрикнул Аликай, с него бросаясь:                       "Умру ж! Не буду я рабом живым!"

 

Прошли века, но подвиг Аликая

Живет в сердцах и памяти людей.

И в честь него тот камень величают.

Что он прославит гибелью своей.

 

Об Аликаеве камне сложены не только легенды. В 1905 году уральский писатель Алексей Сергеевич Сигов под псевдонимом А. Погорелов в журнале «Русское богатство» опубликовал рассказ «Аликаев камень». Этот рассказ о растущей силе рабочего класса, о блужданиях интеллигенции, о чудесной природе в окрестностях Сараны.

В 70-е годы Аликаев камень получил второе название. Режиссеры В. Усков и В. Краснопольский начали снимать фильм «Тени исчезают в полдень» во время поисков места для съемок, внимание было обращено и на поселок Сарана, расположенную рядом деревню Петуховка (в настоящее время эта деревня исчезла с лица земли) и местную достопримечательность Аликаев камень. В картине показано, как бандиты убили Марью на утесе, а потом сбросили с него.

После выхода фильма на экраны страны Аликаев камень приобрел новое название - Марьин утес. В настоящее время, особенно летом, там всегда отдыхают люди. Останавливаются любители путешествий. Расставляют палатки, ловят рыбу и варят уху.

  • Новости
  • О нас
  • Сценарии
  • Краеведение
  • Подписка
  • Контакты
  • Услуги библиотеки
  • Фотоальбом
  • Поиск
  • Новости
  • О нас
  • Сценарии
  • Краеведение
  • Подписка
  • Контакты
  • Услуги библиотеки
  • Фотоальбом
  • Поиск
 

Саранинская поселковая библиотека

тел. 8 (343 94) 67244

e-mail sarana-biblio@yandex.ru